Колода Ленорман вообще моя любимая гадательная система. Просто и строго, никакого хаоса как например работая с Таро. Но сначала - о создательнице.
Мария Ленорман и ее карты
Испокон веков человека интересовало будущее. В те времена, когда человечество еще не имело достаточных знаний об окружающем мире, зародились различные методы гадания. Одним из наиболее известных способов стало гадание на картах.
Мнения авторитетов по поводу происхождения карт расходятся сильнейшим образом, как, впрочем, и по поводу цели изобретения и времени появления их в Европе. В "Исследованиях по истории игральных карт" Самуэль Уэллер Сингер выдвигает тезис о том, что карты проникли в Южную Европу из Индии через Аравию. Это были карты ТАРО. Вполне вероятно, что они были частью магической и философской мудрости, перенятой Тамплиерами от сарацин или же от одной из мистических сект, процветавших в то время в Сирии. По возвращении в Европу Тамплиеры во избежание преследования скрыли тайное значение символов, используя страницы своих магических книг как средство развлечения и игры. В поддержку этого взгляда Джон ван Ренселлен писал в "Книге дьявольских картинок": "Эти карты были ввезены возвращающимися домой воинами, которые привезли с собой много приобретенных на Востоке обычаев и привычек, и это является довольно точно установленным фактом. И это не противоречит мнению многих авторов, что цыгане, которые начали бродить по Европе примерно в то же время, ввели в обычай карты, которые использовались ими для тех же целей, что и сегодня — для предсказания судьбы."
Игральные карты представляют собой сокращенную колоду ТАРО, из которой убран "Паж", и в каждой масти осталось по тринадцать карт. Даже в такой усеченной форме карты представляют огромную символическую важность, поскольку принятое в них деление на масти соответствует числу времен года. Два цвета — красный и черный — представляют два главных сезона года, когда солнце на севере от экватора и когда оно на юге. Двенадцать карт-костюмов представляют знаки Зодиака. Десять очковых карт пред-ставляют деревья Сефирот, существующие в каждом из че-тырех миров (мастей). Тринадцать карт каждой масти явля-ются тринадцатью лунными месяцами каждого года, и 52 карты в колоде являются 52 неделями в году. Если считать число очков на картах и предположить, что валеты, дамы и короли имеют 11, 12 и 13 очков соответственно, то сумма всех карт равна 364. Если джокеру приписать одно очко, сумма составит 365, что соответствует количеству дней в году.
Рассказывают, что первыми, кто использовал карты на европейском континенте, были цыгане. Придя в Европу с востока в пятнадцатом веке, они принесли с собой гадание на картах — искусство чтения будущего по картам. Правда, гадание на картах общество приняло только к концу восем-надцатого века. Это было достигнуто во многом стараниями француженки по имени Мария-Анна Аделаида Ленорман (Le Normand). Она родилась 27 мая 1772 года в Алансоне, небольшом городке недалеко от Парижа в семье богатого торговца мануфактурой. Ее отец рано умер, достаток в семье кончился, и Мария была вынуждена заканчивать свое обучение в местном женском монастыре бенедиктинцев. Еще в интернате монастыря она прославилась удачными предсказаниями. Так, начальницу, которой маленькая Мария предсказала, что ей недолго осталось быть в монастыре, действительно вскоре перевели в другое место. Хотя Мария была еще очень молода, она была вынуждена работать портнихой, чтобы заработать на жизнь.
Через некоторое время Ленорман переехала в Париж. Она работала там сначала продавщицей, но вскоре проявился ее необычный талант. В Париже Мария познакомилась с гаданием на картах, а также с системой знаменитого гадателя Эттейллы, к тому времени уже достаточно известной (Эттейлла начал применять ее в 1780 г.). Через некоторое время (в 1790 г.) вместе с подругой она открыла на Рю де Турнон собственный "салон", в котором желающим дамам и господам с помощью карт, астрологии и других методов предсказывали судьбу. Еще Мария интересовалась "языком цветов" и составлением запахов (это ее увлечение нашло отражение в Астро-мифологической колоде).
В самом скором времени она стала консультантом самых богатых и влиятельных людей столицы. Салон мадемуазель Ленорман приобрел огромную популярность. В нем перебывал весь "свет" тогдашнего революционного Парижа. В 1793 г. салон посетили Марат, Сен-Жюст и Робеспьер. Всем троим она предсказала насильственную смерть. Так и случилось: Жан-Поль Марат несколько месяцев спустя был смертельно ранен Шарлоттой Кордэ, а двое других были арестованы и казнены через год. Сама Ленорман была арестована по подозрению в сочувствии якобинцам, однако связи сделали свое дело, и ей разрешили продолжать практику.
Но самую большую известность, конечно, принесла Марии Ленорман дружба с Жозефиной Богарнэ, супругой молодого генерала Бонапарта. При первом же знакомстве гадалка предсказала ей корону. Ни Жозефина, ни сам Наполеон тогда гадалке не поверили, однако не прошло и 10 лет, как предсказание сбылось. Придя к власти, Наполеон не забыл удачливую прорицательницу: он презентовал ей миллион франков, и она стала личной гадалкой императрицы Жозефины. И предсказала ей не только развод с Напо-леоном, но даже поражение французской армии в России. Правда, Наполеону быстро надоело увлечение жены "этими глупостями", и в 1808 г. он выслал Марию Ленорман из Парижа — так же, как в 1802 г. выслал г-жу де Сталь "за слишком либеральный образ мыслей". В ответ на это Ленорман написала "Пророческие воспоминания одной сивиллы о причинах ее ареста", где предсказала падение Наполеона и реставрацию Бурбонов. Но это сочинение было издано лишь после падения Бонапарта.
В 1814 г., когда русские войска вошли в Париж, у Ленорман побывал будущий декабрист Михаил Лунин, ко-торому было предсказано, что его повесят. Впрочем, он, как известно, избежал казни. В 1818 г. знаменитая предска-зательница была представлена в Париже российскому им-ператору Александру I.
После победы над Наполеоном с Ленорман совето-вались многие высокопоставленные лица из разных стран во время Ахенского Конгресса в 1818 году, когда правители Европы устанавливали новые государственные границы.
Однако ее значительное влияние за кулисами политических событий для некоторых сил было костью в горле.
По подстрекательству Церкви Ленорман была отдана под суд в Париже в 1821 году. Ее обвинили в ереси за сделанные ею заявления, что она якобы состояла в связи с архангелом Гавриилом. Суд приговорил ее к одному году тюремного заключения с высоким штрафом, но апелляция к Верховному Суду была удачна и ей не пришлось отбывать наказание. Толпа людей пришла поздравить мадемуазель Ленорман с ее освобождением. С этого времени она практически отошла от политики, но оставалась исключительно популярна вплоть до своей смерти 23 июня 1843 года. Несметное количество людей различных слоев общества пришло отдать дань уважения на ее похороны.
Карты, которыми пользовалась Мария Ленорман, были самыми обыкновенными. Лишь трактовка была у нее своя, во многом основанная на правилах, введенных Эттейллой — это наличие особой карты "бланки", т.н. карты спрашивающего. После ее смерти ни каких—то особых карт, ни тем более записок о гадании не сохранилось, хотя писа-ла Ленорман много. Но это были главным образом мемуары о встречах со знаменитыми людьми и философские раз-мышления о будущем Франции. Методы Марии Ленорман были лишь частично восстановлены и описаны ее учениками и последователями (на русском языке выходили книги: "Метод гадания знаменитой девицы Ленорман" Издание Д.И.Преснова М.,1874; "Гадание г-жи Ленорман на простых картах" Аркадин А. и Аркадина Е. , М., "АРС", 1990).
Наиболее удачную реконструкцию системы Марии Ленорман предприняла фламандская гадалка Эрна Друсбеке. Ее книга "Гадаем вместе с Ленорман" вышла в издательстве "Парсифаль" в Антверпене в 1987г. Как и в работе с другими гадательными символами, в системе Ленорман наибольшую важность имеют не способы расклада и не правило вынимать карты левой (или правой) рукой, а способ интерпретации. В наши дни большинство систем гадания основывается на интуитивном толковании символов, что вообще характерно для двадцатого века: не только гадатели, но и художники, музы-канты, писатели перестали брать толкование создаваемых ими образов исключительно на себя, ничего не оставляя реципиенту (спрашивающему или зрителю, слушателю, читателю). Сейчас гадатель, как и автор, дает реципиенту лишь намек, указывает путь или один из путей, по которым может двигаться его интуиция, а всю остальную работу тот должен проделать сам. Тогда он по-настоящему поймет мысль, не внедренную, но действительно зародившуюся в его сознании, а потому максимально точно выражающую ответ на возникший вопрос.
Для облегчения работы интуиции Эрна Друсбеке снабдила 36 карт обычной французской колоды символическими рисунками, толкование которых не представляет затруднений: ясно, что солнце означает радость, тепло и свет, кольцо — брак, а крест — страдания. Помимо обычной (туз, девятка, десятка и т.д.), карты имеют и свою особую нумерацию, позволяющую гадателю найти новые нумерологические взаимосвязи. Основные идеи и мотивы образов карт тесно связаны с породившей их эпохой. Они отражают картину мир, характерную для эпохи, в которой жила Мадемуазель .Ленорман.